Право.Ru,
26 октября 2016 г.
«Неоднозначный спор»: АСГМ отклонил иск зарубежных страховщиков по делу о катастрофе SSJ-100 684 просмотра
Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск шести зарубежных страховых компаний о взыскании с российского «Капитал страхования» $4 млн, ранее перечисленных для выплаты компенсаций родственникам погибших пассажиров самолета Sukhoi SuperJet 100, который разбился в Индонезии 9 мая 2012 года. Представитель ответчика рассказал «Право.ru», к чему сводились доводы сторон на заседании, а также предсказал дальнейшее развитие спора.
А был ли страховой случай?
С иском к «Капитал страхованию» в сентябре 2014 года обратились сразу шестеро иностранных страховщиков – QBE Corporate Limited, Starr Syndicate Limited, Starr Insurance and Reinsurance Limited, Muenchener Rueckversicherungrs-Gesellchaft AG, Dornoch Limited и Catlin Insurance Company (UK) Limited (дело № А40-142365/2014). Лайнер SSJ-100 поначалу был застрахован именно в этой российской компании, однако позже она решила перестраховать 95% своих рисков за границей. Перестраховщиками на условиях синдиката Ллойда (объединение компаний для ведения дел в области страхования и перестрахования – прим. ред.) стали свыше 20 страховых фирм, в их числе были и истцы.
После авиакатастрофы перестраховщики перевели «Капитал страхованию» свою часть обязательств – $3,5 млн – в качестве компенсаций родным 45 разбившихся пассажиров и членов экипажа самолета. Но в рамках расследования они заключили, что крушение SSJ-100 нельзя считать страховым случаем – трагедия случилась при выполнении демонстрационного полета, а страховка покрывала только испытательные вылеты. В итоге страховые фирмы решили добиваться возврата выплат с процентами через суд.
Представитель истцов – адвокат Константин Саранчук, который возглавляет страховую практику в столичном офисе международной юрфирмы Clyde&Co – на предыдущем заседании в АСГМ настаивал на том, что полет был демонстрационным, так как присутствие пассажиров в ходе испытания судна запрещено. Кроме того, испытательные полеты могут проводиться лишь в отдаленных ненаселенных местах, а демонстрации – более рискованные мероприятия, поэтому они страхуются по другой ставке. Ответчик же представил суду заключение предприятия-производителя – «Гражданские самолеты Сухого». В нем сказано, что трагически закончившийся полет был в программе испытаний. Судья Галина Ларина запросила у оппонентов дополнительные документы и отложила рассмотрение иска на 25 октября (см. «АСГМ отложил рассмотрения иска зарубежных страховщиков по делу о крушении SSJ-100»).
Демонстрация или испытание?
Столичный арбитраж разбирается в этом деле повторно. На первом круге три инстанции приняли сторону иностранных перестраховщиков, квалифицировав полет как демонстрационный (см. «А может, мировое?”: ВС разбирается, кому платить за разбившийся Sukhoi SuperJet»). Но экономколлегия ВС, не согласившись с коллегами, отменила вынесенные ими акты и отправила дело на пересмотр. Судьи ВС исходили из Федеральных авиационных правил по полетам экспериментальной авиации, где вспомогательные и демонстрационные полеты, которые прописаны в программах испытаний, также расцениваются как испытательные (см. «ВС рассказал, что упустили суды в споре о катастрофе Sukhoi SuperJet»).
Основной задачей, которую экономколлегия поставила перед АСГМ, стало определение вида полета, совершаемого судном в момент крушения. «Условиями договора перестрахования предусмотрено право на возмещение ущерба перестрахователя («Капитал Страхование») в части ответственности, связанной с использованием судна, являющейся результатом испытательных полетов самолетов SSJ-100», – рассказал «Право.ru» партнер АБ «КИАП» Дмитрий Шнайдман, который представлял интересы российской страховой компании. В этой связи, при новом рассмотрении дела, доводы сторон сводились к доказыванию того обстоятельства, каким был полет – испытательным либо демонстрационным, отметил адвокат. При этом суд, последовав примеру ВС, также исследовал авиационные правила полетов экспериментальной авиации и программу выполнения полетов в странах Юго-Восточной Азии.
«Как следует из факта отказа в удовлетворении иска перестраховщиков, суд согласился с доводами «Капитал Страхования» о том, что полет, при совершении которого произошло крушение, был включен в страховое покрытие, что исключает возможность требовать возврата средств, выплаченных в рамках договора перестрахования», – подчеркнул Шнайдман. Вместе с тем он считает, что точка в споре не еще поставлена, поскольку с большой вероятностью он будет предметом рассмотрения судов вышестоящих инстанций.
Спор неоднозначный, решение – ожидаемое
«Верховный суд, отменяя ранее принятые по делу решения, установил, что, удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 929, 967, 1102 ГК и сочли, что воздушное судно эксплуатировалось ответчиком не в соответствии с оговоркой об использовании, поэтому истцы вправе отказать перестрахователю в выплате и требовать возврата неосновательного обогащения», – говорит Денис Крауялис, адвокат юргруппы «Яковлев и Партнеры». При этом, констатируя «ненаступление обязанности истцов» по выплате страховки из-за крушения самолета в рамках его демонстрации, суды не сослались на какие-либо конкретные доказательства, подтверждающие это обстоятельство, добавляет эксперт.
«Страховой случай представляет собой совокупность юридических фактов, – подчеркивает Крауялис. – В предмет доказывания по делам такой категории входят следующие обстоятельства: наличие между сторонами отношений по страхованию; наступление страхового случая, обусловленного соглашением сторон; причинение убытков; убытки, о возмещении которых заявлены требования, явились следствием наступления страхового случая». Таким образом, резюмирует эксперт, при новом рассмотрении дела суду, с учетом позиции ВС, надлежало выяснить вышеуказанные обстоятельства.
Решение суда об отказе в иске сложно назвать неожиданным, говорит юрист компании «Хренов и партнеры» Михаил Будашевский, поскольку спор уже дошел до ВС, который отменил решения нижестоящих судов, вставших на сторону истца. «Вместе с тем это не отменяет того, что спор является весьма неоднозначным, учитывая имеющиеся нестыковки между текстом договора страхования и договора перестрахования убытков, – добавляет юрист. – Хочется надеяться, что данным нестыковкам будет дана оценка и в решении суда (его текст в настоящее время еще не опубликован – прим. ред.)».
Елена КИТОВА
Вся пресса за 26 октября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Выплаты, Авиационное страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 апреля 2024 г.
|
|
Газета.Ru, 27 апреля 2024 г.
В России второй год падает число оформлений ДТП по европротоколу
|
|
Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
«Эксперт РА» предрёк замедление темпов роста страхового рынка
|
|
Мотор, 27 апреля 2024 г.
Российские водители отказываются оформлять аварии без ГИБДД
|
|
Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Агентство по страхованию вкладов вводит собственное страхование сотрудников
|
|
Ярославский регион, 27 апреля 2024 г.
Ярославцы стали чаще страховаться от несчастных случаев и болезней
|
|
Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО
|
|
Интерфакс, 27 апреля 2024 г.
ЦБ хочет регулярно публиковать соотношение собственных средств страховщиков и обязательств
|
|
Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Махинации с полисами КАСКО и ОСАГО
|
|
РИА Курск, 27 апреля 2024 г.
Курянам рассказали о системе ОМС
|
|
Правда.ru, 27 апреля 2024 г.
Страховка от РЖД: специфика
|
|
Корабел.ру, Санкт-Петербург, 27 апреля 2024 г.
Индия выдала разрешение российским компаниям на морское страхование
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 27 апреля 2024 г.
Водители в России стали отказываться от европротокола
|
|
Новые Известия, 27 апреля 2024 г.
Глава ИЭФ Громов про экспорт нефти в Индию: «Там уже создан механизм против санкций»
|
|
BFM.Ru, 27 апреля 2024 г.
На платформе Yandex Cloud организовано хранилище данных для «Ренессанс страхования»
|
|
Российская газета онлайн, 27 апреля 2024 г.
Профессор Цыганов: Оценивать работу губернаторов надо по страхованию жилья от ЧС
|
|
NashGorod.ru, Тюмень, 27 апреля 2024 г.
Власти ищут страховщиков, готовых оплатить прорывы дамб в Тюменской области
|
|
ФедералПресс, 27 апреля 2024 г.
Эксперт рассказал, какие б/у запчасти нельзя применять при ремонте автомобилей
|
 Остальные материалы за 27 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|